Нередко люди, далекие от часового дела, путают каркас и корпус часов. Корпус – это внешняя часть, «коробочка», в которую помещен механизм. Каркас — внутренний остов всей конструкции. Это не просто основной несущий элемент приводного часового механизма, который использовался с эпохи Возрождения. Существует две его основные разновидности — колончатая и консольная. Поперечные горизонтальные балки — типичный элемент настенных часов 17-18 веков, деревянных «шварцвальдок» и английских люцерновых моделей.


Шварцвальдские ходики

Шварцвальдские ходики


Консольный каркас из деревянных или железных деталей делали и в коромысловых часах. Колончатые несущие элементы использовались в:


Разъемные части, поначалу клиновидные, к 16-17 веку были заменены винтами с гайками-четырехгранниками, которые вырезали или пилили вручную. Латунь и бронза, которую к началу эпохи Просвещения стали широко применять в часовом деле, хорошо поддавались обработке — резке, гравировке. К концу 16 века точность винтов возросла, во Франции появились первые механические приспособления для их производства.

На практике идею масштабно реализовали в Великобритании, где в середине 19 века братьям Уайт был выдан патент на нарезку винтов. Это не помешала клиновидным соединениям остаться в часовом деле — они используются, к примеру, при фиксации волосков колодок на мостиках баланса.


Каркас настольных и карманных часов

В конструкции компактных часов — карманных и настольных — преобладал не колончатый, а консольный каркас. Мастера использовали двухплатинные рамы, в которые ставили от трех соединительных распорок. Платины были круглыми, квадратными или, как в моделях барокко и Ренессанса, многоугольными.  Швейцарские и французские часовщики также устанавливали в часах ярусные рамы. Механизм хода в них стоял сверху, а бой и будильник — внизу.

Платины у большинства карманных, а позднее и наручных моделей были круглыми, часто декорированными с обратной стороны. На нижние элементы наносили гравировки, резьбу. От размера платины зависела и общая величина часов. Ее, как правило, указывали в парижских линиях, соответствующих 2,256 мм. Для моделей с круглыми платинами указывали диаметр. Часы могли быть шестилинейными, десятилинейными и т.д. Для прямоугольных разновидностей указывалась ширина и длина платин.


Часы-луковицы

Часы-луковицы с гравированным корпусом


Распорные колонки в разное время декорировались в отличающихся техниках, что позволяет достаточно точно установить по ним возраст механизма:


Время изготовления часов можно установить и по виду корпусов. В эпоху барокко их делали в виде христианских крестов и дароносиц. В начале 19 века цилиндровые корпусы стали покрывать черным лаком, а позднее — орнаментами с художественной эмалью. Такое украшение корпуса было свойственно мастерам из Франции и Швейцарии, где техника работы по эмали стремительно развивалась.


Развитие механизма и уменьшение толщины каркаса

До конца 18 века часы не удавалось сделать плоскими из-за расположения баланса вне механизма. Так конструировались знаменитые «луковицы» с полными платинами-кругами. Их долго выпускали англичане, тогда как французы постепенно стали отказываться от них в пользу моделей с нижней сегментированной платиной. Баланс в них устанавливался в передаточном механизме, между основаниями. Также именно французы, а затем и другие часовщики, стали широко использовать отдельные мосты для осей, заменившие нижнее основание (их придумал А. Лепине).


Антуан Лепине

Антуан Лепине и его каминные часы, изготовленные для Луи XVI (около 1790 года)


Чем больше совершенствовались механические часы, тем тоньше становился механизм. Это позволило уменьшить общую величину каркаса. Например, в эпоху барокко ширина настольных часов составляла от 6 см, а карманных — от 3 см. К 18 веку часовщикам удалось уменьшить размеры, сократив длину валов и ширину пружин. К первой половине 19 века появились очень плоские часы, стремительно ставшие модными.

Карманные и подвесные модели от швейцарских мастеров (Дахерон, Юнод, Вухен и т.д.) были филигранным произведением искусства — толщина механизма в них не превышала 1,7-1,9 мм. Также искусно были украшены платы, мосты баланса, крышки корпусов. С середины 18 века гравировальное мастерство европейских часовщиков постоянно росло, и сегодня им можно полюбоваться во многих сохранившихся исторических моделях.